Если двигатель скутера вдруг затих, а бензин в баке еще есть, ищите поломку в системе зажигания. Конечно всегда хочется верить в простейшее - “кончилась” свеча. Но это легко проверить: установите заведомо рабочую свечу, запустите двигатель электростартером или киком. Если и тут двигатель не подает признаков жизни - виновата не свеча, ищем дальше…
Процесс поиска неисправности в системе
зажигания мы опишем на примере скутера ВМ Galaxy (его электросхема
типичная для аппаратов этого класса, отличия только в Suzuki Sepia).
Приступим…
Снимите пластик, разыщите элементы системы зажигания. Коммутатор найти
несложно: это небольшая пластмассовая коробочка с разъемом, куда
подходят 5 либо 6 проводов с изоляцией разных расцветок. Обнаружить
катушку зажигания еще проще: к ней от свечи зажигания ведет
высоковольтный провод (он толще других). Электромагнитный датчик и
генератор расположены в двигателе, но проверить их работоспособность
можно и без его разборки.
Представьте, как действует электросистема скутера. Напряжение поступает с генератора на коммутатор и накапливается в конденсаторе. По сигналу электромагнитного датчика конденсатор мгновенно разряжается на катушку зажигания. В ней напряжение этого импульса повышается до нескольких тысяч вольт и по высоковольтному проводу, через свечной колпачок, поступает на свечу. От коммутатора или датчика к замку зажигания подходит провод - он для того, чтобы глушить двигатель: когда замок выключен, провод замкнут на “массу”. Ваша задача проверить все эти цепи.
Вооружитесь цифровым мультиметром, настройте его на режим измерения
сопротивления. Убедитесь, что двигатель скутера находится в
электрическом контакте с рамой. Затем определите назначение проводов,
подходящих к разъему коммутатора. Начните с провода “массы” (обычно он
зеленого цвета) - между ним и рамой сопротивление должно быть равно
нулю. К катушке зажигания подходят два провода: один соединен с
“массой”, другой идет на коммутатор. Посмотрите, какого цвета
“коммутаторный” (найдете его в разъеме коммутатора).
Разберите “клюв” скутера. Освободите от защитного колпачка замок
зажигания. Выберите среди проводов те, что к нему подходят. Тот, что
совпадает по расцветке с одним из проводов на разъеме коммутатора, и
есть “глушащий” провод. Остается определить назначение двух проводов -
от питающей катушки генератора и от электромагнитного датчика. Черный с
красной полосой, как правило, от датчика, другой - от питающей катушки.
Чтобы убедиться, что не ошиблись, измерьте сопротивление между ними и
“массой”: сопротивление датчика в 2-3 раза больше, чем у высоковольтной
обмотки генератора.
Электросхема Suzuki Sepia отличается от описанной: у нее коммутатор и
катушка зажигания объединены в один корпус. Тут можно проверить только
провода, идущие к нему, и сопротивление обмотки генератора, которая
одновременно является и датчиком.
Проверять узлы удобнее и надежнее, если станете измерять сопротивление
на клеммах проводов, идущих к коммутатору. Заодно проверите и проводку:
бывает, что электроцепь разорвана в ней. Если мультиметр показывает,
что сопротивление одного из них равно бесконечности, то, “двигаясь”
вдоль него, найдете обрыв.
Движение начните со свечного колпачка. Заглянув в него, убедитесь, что
пружинка, установленная на контакте, не потерялась, а сам колпачок
надевается на свечку с заметным усилием (если крепление ненадежное,
двигатель скутера будет работать с перебоями). Эта деталь обязательно
должна быть оборудована резиновым уплотнительным кольцом - иначе в
сырую погоду искра будет “уходить” на “массу”.
Проверять вторичную обмотку проще одновременно с инспекцией
высоковольтного провода и свечного колпачка. Снимите колпачок со свечи
и проверьте сопротивление между клеммой, которая надевается на свечу, и
“массой”. Обычно оно составляет около 7-10 Ом. Теперь отсоедините
колпачок от провода и определите сопротивление между проводником
провода и “массой” - должно получиться около 2,5 кОм. Следовательно,
сопротивление помехопо-давляющего резистора 5 кОм. Сопротивление
провода должно быть равно нулю.
Если понадобится заменить высоковольный провод, ищите только тот, что с
металлической жилой. Автомобильный высокоомный, имеющий волокнистую
жилу с углеродным наполнителем, здесь непригоден!
Теперь наступил черед катушки зажигания. Здесь нужен цифровой вольтметр - сопротивление первичной обмотки незначительно, и стрелочный прибор не даст точных данных. Проверьте сопротивление между проводом, который идет к катушке, и “массой”. Тут есть особенность. Если замкнуть щупы цифрового омметра, его показания обычно больше нуля. Запомните, сколько именно, и вычтите эту величину из показаний при проверке катушки. Разница должна быть равна 0,2-0,3 Ом -это и есть сопротивление первичной обмотки. Если с катушкой зажигания все в порядке, идем дальше.
Следующий этап - цепь “заглушки” мотора. Подсоедините мультиметр к проводу, идущему от колодки коммутатора к замку зажигания. Поверните ключ зажигания: в положении “выключено” прибор должен показать ноль, в положении “старт” - “бесконечность”.
Остается проверить состояние электромагнитного датчика и питающей обмотки генератора. Найдите в разъеме коммутатора черный провод с красной полосой, измерьте мультиметром его сопротивление относительно “массы”: оно должно составить около 500 Ом. Это датчик. Сопротивление провода питающей обмотки (возможно он синий с белой полосой) - 150-200 Ом. Если величина заметно меньше, возможно, в питающей катушке произошло внутреннее замыкание. В этом случае она уже не даст достаточного напряжения для искры. Если остались сомнения в работоспособности детали, обратитесь в мастерскую: для демонтажа и диагностики генератора потребуется специальное оборудование. Попытаетесь разобрать генератор своими силами - можете его сломать.
Если все вышеперечисленные элементы системы зажигания скутера в порядке, а “массовые” провода надежно соединены с “землей”, но искры по-прежнему нет, значит, неисправен коммутатор. Проверить его в условиях гаража невозможно - придется обратиться в техсервис или, чтобы не морочить себе голову, купить новый коммутатор. Когда будете искать причину отказа замененного, не слушайте тех, кто скажет, что авария произошла из-за того, что вы ездили без аккумулятора. Это чушь! Системы электроснабжения, в которую входит АКБ и зажигание, на скутерах полностью независимы.